среда, 26 сентября 2018 г.

Памятные даты


В 2018 году отмечается столетие со дня рождения В.А.Сухомлинского
Отечественное и мировое педагогическое сообщество в этом году отмечает знаменательную дату: 100-летие со дня рождения В.А. Сухомлинского, выдающегося советского педагога 20 века
Несомненно, что свои первые уроки добра, неравнодушия, стремления к лучшему будущий педагог получил в семье. Он родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевка (Кировоградская область) в семье крестьянина-бедняка. Здесь прошли его детство и юность. Отец Александр Емельянович Сухомлинский до Октябрьской революции работал по найму как плотник и столяр в помещичьих хозяйствах и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время отец стал одним из передовых людей села - был активистом, принимал участие в руководстве колхозом, выступал в газетах как сельский корреспондент, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать Оксана Авдеевна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Кроме Василия, в семье было ещё трое детей — Иван, Сергей и Меланья. Все они стали сельскими учителями.
Летом 1933 года Василий поехал учиться в Кременчуг. Сначала поступил в медицинский техникум, потом бросил и стал учиться на рабфаке. После окончания рабфака он поступил в Кременчугский педагогический институт. Но из-за трудного материального положения семьи учёбу пришлось оставить – надо было работать. Василий вернулся домой и стал преподавать в сельской школе, директором которой был его старший брат. На тот момент Василию Александровичу исполнилось 17 лет. Вскоре он поступает на заочное отделение в Полтавский педагогический институт на факультет украинской филологии и заканчивает его с отличием в 1939 году. В 1938 году Василий Александрович был переведён в Онуфриевскую среднюю школу учителем украинского языка и литературы 8-10 классов и завучем. Здесь он проработал до 17 июня 1941 года.
 «Перед войной, – писал Василий Александрович, – были самые радостные надежды, хорошие планы, светлые ожидания и мечты. Я познакомился с девушкой, очень красивой и умной. Она окончила учительский институт, мы стали работать вместе. Невеста моя преподавала английский язык, и я поставил перед собой цель – изучить еще английский язык. В начале вой­ны меня направили на учебу в военно-политическую академию. После окончания курсов политруков выехал на фронт».
В предисловии к немецкому изданию книги «Сердце отдаю детям» Сухомлинский подробно описал дальнейшие события:
«В 1941 году моя жена, Вера Петровна, окончила Кременчугский учительский институт. Мы собирались устроиться в той школе, где я работал. Мы были молоды и полны радужных надежд на будущее.
Наши надежды разрушила вой­на. С первых дней войны я ушел на фронт. Никто тогда не мог предположить, что через пять недель на берега Днепра придут фашисты. Я верил, что скоро вернусь с победой. Расставаясь, мы мечтали о том, что у нас будет сын или дочь.
Но пожар оказался не таким, как думалось. Я не получил из дома ни одного письма. Село, где у своих родителей жила жена, было оккупировано фашистами. Жена с двумя подругами распространяла листовки, сброшенные нашими летчиками, перепрятывала бежавших из плена советских солдат, прятала оружие и передавала его пробиравшимся через Днепр советским воинам. Она была арестована гестапо. В застенке у Веры родился сын. (…) Гестаповец отвязал сына, поднес его к жене и сказал: “Если не скажешь фамилии руководителей организации, ребенок будет убит”. И убил. А Вере выкололи глаза, жестоко мучили еще несколько дней и повесили во дворе тюрьмы.
Это было как раз тогда, когда я, сражаясь на фронте, был тяжело ранен под городом Ржевом. У меня прострелена грудь, несколько осколков металла и сейчас еще сидят в легком.
Когда наш Онуфриевский район был освобожден от фашистов, я, приехав домой, узнал о страшной трагедии. Я сам был на допросе и слушал показания предателя-полицейского, который присутствовал во время пыток. Он рассказал, как выколол ей "только" один глаз, а второй, мол, выколол не я, сжальтесь...  Полицейского повесили.»
А вот выдержки из письма Василия Александровича профессору Э.Г.Костяшкину, написанного 24.08.67 г.:
«…Трудно передать словами горе, которое мне пришлось пережить. Я стремился работать, работать, работать. Работал день и ночь. Поверьте, что года три подряд просыпался в два часа ночи и уже не ложился — работал. Не какими-то таинственными причинами объясняется то, что я много сделал, много писал, а вот — горем… Я взялся за иностранные языки — овладел в совершенстве немецким, потом чешским и польским. Как один из героев «Поднятой целины», я мечтал о том, что когда-нибудь я окажусь нужным на земле, выкормившей зверей — фашистов, и там понадобится немецкий язык. Я мечтал о мести, я знаю, что и сейчас жив офицер, выколовший глаз жене и истязавший ее. И я изучил немецкий язык в совершенстве, наверное, знаю его, проклятый, лучше, чем иной немец. Потом изучил чешский и польский, потом — французский и английский. Написал свыше 300 (точнее, сейчас опубликовано 310) научных работ, в том числе 32 книги, работы переведены на 36 языков народов СССР и зарубежных стран. Но я не считаю научную работу главным в своей жизни. Главное — это то, что я народный учитель. Творить человека — это высшее счастье…» (Архив РАО. Ф. 133, оп.1, ед. хр. 889, л. 7-10).
Он уходит добровольцем на фронт и сразу же под Смоленском получает своё первое ранение. В январе 1942 г. младший политрук Сухомлинский, защищая Москву, получает новое тяжелое ранение и чудом остается жив. Осколки снаряда навсегда остались в его груди.
После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. И в 1942 году Василий Александрович стал директором школы в поселке Ува, Удмуртской АССР.
В школе, которую возглавил Сухомлинский, было более тысячи учеников. Учились в три смены, с 8.00 до 19.30. Первым же своим приказом по школе новый директор обязал учителей обойти всех учеников до начала учебного года и выяснить, у всех ли есть одежда и обувь, чтобы прийти в школу 1 сентября…
В 1944 году, после освобождения Онуфриевского района от захватчиков, Василий Александрович возвращается домой вместе со своей женой Анной Ивановной Девятовой, учительницей русского языка.
Здесь Сухомлинский три года работал заведующим районо. А затем по его просьбе был переведен директором в Павлышевскую школу, где и проработал всю оставшуюся жизнь.
Как он жил в то время? При школе была небольшая квартира, которую и заняла семья Сухомлинского. К тому времени у него уже было двое детей. Особенностью квартиры было то, что из гостиной можно было пройти сразу в кабинет директора, а из кабинета – в школу. Сухомлинский буквально жил в школе, её делами и интересами. Через несколько лет «домашняя» гостиная стала библиотекой – в нее в любое время, пройдя через кабинет директора, могли зайти все учителя и ученики школы.
После окончания занятий в школе открывались кружки по самым разнообразным направлениям: рукоделие, цветоводство, кукольный театр, столярная мастерская, юные пчеловоды и т.п. Сейчас в музее Павлышевской школы можно увидеть некоторые самодельные ткацкие станки, маленький автомобильчик, сделанный руками школьников.
По вечерам Василий Александрович часто сидел на школьном дворе и к нему тянулись уже взрослые жители села. Всем хотелось поговорить с этим удивительным человеком, поделиться своими размышлениями о жизни. Позже, многие из этих историй легли в основу его статей по воспитанию. Кроме того Сухомлинский выписывал около 26 разных газет и журналов и, конечно, всем было интересно узнавать у него что-то новое.
В 1955 году В.А.Сухомлинский защитил докторскую диссертацию на тему: "Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса". А ведь в это время в селе не было электричества! Оно появилось там только в начале 60-х годов.
В своих книгах Василий Александрович описывает свой уникальный педагогический опыт, который он получил в самое сложное для страны время. Революция, Великая Отечественная война, восстановление из разрухи – все это видел Василий Александрович, через всё прошёл и пережил. И тем ценнее для нас его слова: «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне и глубоко верю: человека можно воспитывать только добром».
Помимо книг и статей для педагогов, Сухомлинский писал сказки для детей. Он считал, что они помогают ребёнку познавать мир, обращают его внимание на самые важные вопросы, показывают красоту человеческих отношений, труда.
1сентября 1970 года Василию Александровичу нездоровилось. Осколок металла, застрявший у него под сердцем, снова дал о себе знать. Он попросил подвинуть кровать к окну и смотрел, как дети идут в школу. А 2 сентября 1970 года Василий Александрович умер, оставив нам свой сердечный огонь в книгах, статьях, рассказах.
По материалам интернета подготовили Чикова М., Егорова В.